шапка

шапка

Журнал "Мир фантастики" декабрь 2012 года




Когда вы решили стать художником? И как пришли к созданию книжных обложек? 


Честно говоря, я ничего не решал, просто рисовать у меня всегда получалось лучше, чем делать что-либо другое. Окончив художественное училище, думал, что буду живописцем, но узнал о существовании компьютерной графики и все изменилось. В начале 90-ых мой отец, программист, купил первый компьютер. Он на нем работал днем, а я по ночам самостоятельно осваивал программы Corel4 и Photoshop3. Много лет занимался дизайном, и в издательство попал как дизайнер. Оформляя книжки, я рисовал небольшие картинки, но со временем они становились все больше и больше, а дизайна все меньше.



Ваши работы чаще связаны с какими-то конкретными эпизодами или персонажами книги или отражают ваше общее впечатление от нее?

Я стремлюсь к тому, чтобы обложка была окном в книгу, через которое видна какая-то важная деталь, что-то принадлежащее именно этой книге, именно этому автору. Не могу утверждать, что всегда получается, но, как правило, ставлю такую цель. Рисовать для обложки конкретные эпизоды не очень люблю, так как они получаются вырванными из контекста и не отражают суть книги. Всегда хочется найти какое-то обобщение интересное.



Все ли книги, к которым вы рисуете иллюстрации, вы полностью прочитываете? И случалось ли, что книга не нравилась вам и вы отказывались от оформления обложки?

Книги читаю, за редким исключением. Не всегда полностью прочитываю, потому что, бывает, ко мне попадают незаконченные рукописи или еще недоделанные, неотредактированные переводы.
Очень редко, буквально на пальцах одной руки пересчитать, но были случаи, когда отказывался оформлять книгу. Не оцениваю книги, я не критик, но есть темы, которые настолько далеки от меня, что браться за них не имеет смысла.


Общаетесь ли вы лично с авторами по поводу оформления книг? Часто бывает, что ваши вкусы не совпадают?

С удовольствием общаюсь с авторами, если есть такая возможность. Тем более, что большинство из них прекрасные собеседники. Конечно, бывало такое, что вкусы не совпадали. Вот с писателем Тармашевым, к примеру, мы не сработались. Но это редкость, на самом деле.


Как часто издатели просят что-то изменить и переделать в уже готовой работе? С чем это бывает связано? Удается ли настоять на своем?

Существенные изменения довольно редко, потому что, как правило, я делаю предварительные эскизы. По мелочи, в деталях, конечно бывает, что просят изменить. Авторы, кстати, тоже. Был забавный случай с писателем Леонидом Кагановым. Я нарисовал ему персонажа, состоящего из множества всяких гаджетов и электронных деталей, вместо уха у него был провод с вилкой на конце. Вот Каганов мне говорит, что все хорошо, отличная картинка, только вилку эту надо поменять, потому что она лет двадцать как с производства снята, не порядок.


Что вас вдохновляет, что навевает вам те или иные образы? Только ли сюжеты книг или есть еще какие-то источниики?

Только сами книги.


Вы писали у себя в блоге, что стараетесь избегать лиц на обложке, потому что боитесь не попасть в представления читателей о герое. А вообще насколько, по вашему мнению, иллюстрации и обложка влияют на восприятие книги?

Насколько сложно сказать, но влияют, безусловно. В детстве читал «Хроники Амбера» Желязны и все ждал и ждал, когда же появится в книге девушка, изображенная на обложке. Так и не дождался. Оказалось потом, что это картина Бориса Валеджио и к принцам Амбера никакого отношения не имеет. Это пример отрицательного влияния. Я убежден, не надо перекрывать воображение читателя, навязывая ему образ героя. Тем более в тех книгах, где автор сам сознательно избегает в тексте портретного описания.


Что вы думаете о будущем книжной иллюстрации – если учесть, какими темпами развивается сейчас рынок электронных книг?

Думаю, все это по большому счету к лучшему. Возможно, электронные книги возродят традицию внутренних иллюстраций художественной литературы. Сейчас печатать книжку с цветными картинками довольно дорого. При выпуске электронной книги единственная затрата на иллюстрации – гонорар художника. Плюс к тому, я думаю, будет какое-то развитие темы анимированной, интерактивной иллюстрации. Все эти новые технологии очень интересны и перспективны. К сожалению, издатели у нас довольно консервативные, потому медленно все развивается. Тем не менее, электронные книги, устроенные сложнее и интереснее, чем просто текст, думаю, дело ближайшего будущего.


В какой технике вы рисуете, что используете при создании работ? Зависит ли что-нибудь от выбранного инструмента или между рисунком от руки и на компьютере нет никакой принципиальной разницы?

Я рисую в Photoshop при помощи планшета и использую 3D графику. На бумаге рисую только беглые предварительные эскизы. Для меня нет принципиальной разницы между рисованием на компьютере и на бумаге, потому что делаю это примерно одним и тем же способом. Если речь идет о 3D графике, тут, конечно, другое дело. 3D незаменимый инструмент, если нужен подробный реализм, что ценно для оформления фантастики. Обложку для книги Зотова «Ад и Рай» я почти полностью сделал в 3D. Или вот недавно для серии фантастических книжек три недели занимался тем, что разрушал смоделированный Нью-Йорк.


Судя по вашим работам, для вас много значит творчество сюрреалистов. Какие у вас любимые художники и какие еще направления в живописи вас привлекают?

Да, действительно люблю сюрреалистов, в особенности Магритта. Еще Климта очень люблю, прерафаэлитов, Бексиньского, Марке нравится. Восхищаюсь работами Энки Билала.
Вообще очень много талантливых художников сейчас в кино. Есть фильмы, в которых почти что каждый кадр можно на стену вешать. С восторгом смотрю сериал Boardwalk Empire, потрясающая работа художника. Кстати, он, судя по всему, тоже поклонник Магритта

Кто ваши любимые авторы – и среди тех, чьи книги вы иллюстрировали, и в целом?
Над какими книгами вы мечтали бы поработать?

Очень люблю книжки Нила Геймана, Карлоса Руиса Сафона, Стивена Кинга. С большой радостью оформлял их книги и надеюсь, еще доведется оформить. Мечтаю сделать когда-нибудь обложки для книг Марины и Сергея Дяченко. Еще хотел бы оформить книги Мураками, он очень близкий мне по духу писатель. И, наверное, как почти все выросшие в СССР художники-иллюстраторы, рад был бы сделать рисунки для книг Стругатских.


Вы работали над оформлением переизданий «Гарри Поттера». Как вы думаете, почему решено было выпустить книги Ролинг в новом оформлении?

Это было подарочное оформление, ориентированное на взрослых. Что-то подобное выходило по всему миру.



Вы пишете в комментариях, что некоторые авторы или издатели пугались ваших иллюстраций и просили перерисовать обложку. Многие ваши работы – действительно довольно мрачные. В чем причина? И как лично вы относитесь к жанру хоррора?

К жанру отношусь хорошо. Тем не менее, мрачность моих картинок связана в первую очередь с тем, что мне достаются в последнее время мрачные книжки. Так что, можно сказать, жанр хоррора меня выбрал, а не я его. На самом деле, я совсем не против делать что-то жизнерадостное. Даже как-то недавно попытался сделать иллюстрацию с теплым утренним светом, но сами же издатели отправили меня железной рукой снова на темную сторону.


Вы сами признавались, что у вас особенная симпатия к всевозможным монстрам и чудовищам. С чем это связано?

Мне нравится все панцирное и чешуйчатое, особенно рыбы и рептилии. Дракон прежде всего очень красивая рептилия, а чудовищем и монстром его делает контекст. Мне нравится придумывать красивых несуществующий в реальности животных. Это приятная свобода для художника.


Над чем вы сейчас работаете? Какие у вас творческие планы?

На днях закончил делать обложки для трехтомной серии фантастических книг «Одиночка» Джеймса Феллона. Ради них пришлось разрушить Нью-Йорк.
Недавно я поступил на службу в издательство Рипол. Поэтому в ближайшей перспективе, скорее всего, будет больше дизайна, но для иллюстраций, очень надеюсь, тоже найдется время. Что касается далеко идущих планов, то я не оставляю мечту нарисовать собственную большую графическую историю, в которой наверняка будут панцирные и чешуйчатые создания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий